По итогам 2013 года интернет-компания «АИСТ» вошла в топ самых прибыльных компаний региона. В интервью «P.S.» генеральный директор телекоммуникационной компании Александр Сергиенко рассказал о том, за счет чего предприятию удается на протяжении 18 лет быть лидером рынка.
— В 2013 году темп роста чистой прибыли, по сравнению с 2012 годом, превысил 160%. Каким образом компании удалось достичь таких успехов?
— В 2012 году у нашей компании был пик строительства и ввода сетей в эксплуатацию. В связи с этим – высокая амортизация, которая уменьшает прибыль компании. В 2013 году, поскольку компания выполнила основные задачи по строительству сетей, уровень вводимой в эксплуатацию инфраструктуры снизился, что и привело к скачкообразному росту прибыли.
Если же говорить о главном драйвере роста компании, то им, безусловно, остается доступ в интернет, как для физических, так и для юридических лиц. Несмотря на активное развитие рынка беспроводного доступа, проводные технологии пока остаются наиболее надежными и востребованными. Беспроводные технологии интересны, в первую очередь, тем, кто постоянно передвигается, путешествует. Но для дома или офиса все мы продолжаем выбирать доступ в интернет по проводу. Он более надежен, не подвержен сбоям из-за погодных условий. Да и скоростные показатели беспроводного доступа пока далеки от скоростей проводного интернета.
— В чем необходимость сертификации компании по международному стандарту качества, которую вы регулярно проходите? Ведь это не приносит дополнительных денег.
— С момента основания проекта «АИСТ» система управления компании строилась на основе привычной функциональной модели. Однако наступил момент, когда эта модель перестала соответствовать быстро растущему бизнесу.
Анализ лучших практик привел к выбору процессной модели управления на базе международного стандарта ISO серии 9000. Итогом внедрения данной модели и стала сертификация Системы менеджмента качества компании в 2003 году. В качестве сертификационного органа был выбран лидер мирового рынка – «Бюро Веритас Сертификейшн» (BVC). Отмечу также, что работа компании по международным стандартам являлась и является одним из требований нашего основного акционера – ЕБРР.
Что получила компания от внедрения СМК? Повышение управляемости, эффективности и результативности процессов, а также снижение операционных издержек. Потребители наших услуг, в свою очередь, получили единые стандарты работы с компанией независимо от региона; постоянно действующую в рамках системы менеджмента качества обратную связь с компанией; улучшение сервиса и предвосхищение потребностей в услугах.
Сейчас на телекоммуникационном рынке идет борьба систем управления процессами. У кого система более качественная (больше удовлетворяет потребности потребителей), тот и победит в борьбе – останется на рынке. Слабая компания (с некачественной системой управления) или «умрет», или будет поглощена более сильной компанией.
— Технологии в вашем бизнесе развиваются стремительно. Услуга, которая еще вчера была новационной, уже завтра может быть совершенно невостребованной. Каким образом «АИСТу» удается быть в технологическом тренде?
— «Каждый день мы делаем будущее настоящим, используя лучшие практики, расширяем границы вашего мира» – так звучит миссия нашей компании. Она уже является ответом на ваш вопрос. В развитии компании мы всегда делали и делаем ставку на новации, лучшие практики телекоммуникационного рынка. Транслируем в Самарскую область лучшие технологии, которые используют наши коллеги на мировом рынке.
Мы не боимся перемен. Компания вышла на рынок Тольятти как проект по телефонизации города. С изменением трендов рынка и потребительского спроса мы стали интернет-компанией. В свое время мы стали первой компанией на тольяттинском рынке, которая предложила полноценную услугу triple play – когда по одному проводу в квартиры наших абонентов пришел не только доступ в интернет, но и городской телефон с цифровым телевидением. Сегодня становятся востребованы новые технологии – беспроводной доступ устройств к сети по всему дому или офису, SIP-телефония, телевидение в HD-качестве… Все эти тренды, востребованные нашими клиентами, мы отслеживаем и вводим в действие на наших сетях.
— Насколько, по вашему мнению, удачно компания вошла на рынок Самары? Оправдана ли была покупка полного пакета акций самарского провайдера «Полярная звезда»? Планирует ли «АИСТ» развиваться в других городах региона?
— Выход на самарский рынок включал в себя целый комплекс мероприятий. Это приобретение самарских операторов «Полярная звезда» и «Регионтелеком», большой комплекс работ по строительству собственных сетей, строительство магистрали Самара-Тольятти… Эти работы прошли успешно и позволили компании «АИСТ» стать заметным игроком на высококонкурентном самарском рынке.
Сегодня мы не стремимся к глобальной экспансии в крупные города региона. Расширяемся и улучшаем качество услуг в зоне присутствия. Однако в городах и поселках-сателлитах Самары и Тольятти развиваемся достаточно активно. Наши услуги пришли и пользуются успехом в поселках Береза, Прибрежный, Волжский и др.
— «АИСТ» заявляет, что клиентоориентированность — главный приоритет работы компании. На какие новые продукты могут рассчитывать ваши клиенты в ближайшее время?
— Сегодня важно, чтобы интернет был максимально мобилен. Появилась масса устройств с доступом в интернет, не «привязывающих» абонента к одному месту в доме. Хочется быть на связи везде. Мы понимаем тенденции рынка и желания наших абонентов. Именно поэтому мы обновили линейку тарифных планов с оборудованием, добавив тарифы с «вложенным» мультимедиа-центром Eltex 312. Подключив новый тарифный план, абонент сможет фактически создать свой «беспроводной дом». Теперь весь спектр услуг компании АИСТ будет доступен по Wi-Fi. А это интернет, телефония и IPTV c HD-каналами.
Рыночная статистика недавнего времени выявила любопытный факт: все больше пользователей начинают пользоваться цифровым телевидением и сопредельными к нему интерактивными сервисами. Недавно мы ответили рынку выводом нового тарифного плана, созданного в сотрудничестве с нашими партнерами – компанией «НТВ-Плюс». Новый тарифный план создавался в качестве экспериментальной платформы для отслеживания желаний наших абонентов – мы постарались сделать так, чтобы использование услуг «тандема» «АИСТ» и «НТВ-Плюс» стало проще, дешевле и удобнее.
Что касается новинок для юридических лиц, то сейчас у нас есть очень интересные предложения по SIP-телефонии, а также чрезвычайно выгодные условия для тех, кто часто пользуется межгородом.
— Обновление оборудования и технологий требует серьезных инвестиций. Какой объем средств компания планирует потратить в 2015 году?
— На обновление фондов в следующем году, как и в текущем, мы потратим 15% от выручки компании.
— Компании недавно исполнилось 18 лет. Какие периоды, на ваш взгляд, был самым сложным и самым «везучим»?
— «АИСТ» – рыночная компания. Поэтому мы, как и рынок, неважно себя чувствовали в кризисы 1998-го и 2008 годов. Наиболее тяжелым, конечно, был первый кризис, который совпал с периодом нашего выхода на рынок с массовой услугой. Но благодаря команде «АИСТа», ее профессионализму и преданности проекту, благодаря нашим абонентам, которые тогда поверили нам, мы справились со сложностями.
Каждый день работы в проекте «АИСТ» приносит нам что-то новое, и мы этим новым стараемся делиться с нашими клиентами. В «АИСТе» интересно работать, молодежь идет к нам за знаниями, но равноправными партнерами становятся только те, кто полученные знания применяет в работе и делает это, как «для себя». Когда видишь такой ритм работы компании – это и есть самые удачные часы, дни, годы ее развития.
Деловой еженедельник «Постскриптум. Тольятти», № 38 (494) от 13.10.2014 г.