Пресса о нас

июн 01

Выбор интернет-провайдера

Тонкости, о которых нужно знать до того, как поставить подпись под договором.

Тольятти – отнюдь не интернет-провинция. Конкуренция провайдеров здесь заметная, и это огромный плюс для потребителя. Но сделать выбор непросто. Первое, на что смотрит любой потребитель, – разумеется, цена. Соотношение «скорость доступа–стоимость» – самый понятный критерий сравнения. Казалось бы, выбирай наиболее дешевый вариант и будь счастлив. На деле все сложнее.

ПО ПУНКТАМ

  1. Техническая возможность. О сколько надежд разбилось об эти скалы! Далеко не во всех строениях города присутствуют все провайдеры. Кто-то не стал прокладывать коммуникации в «неперспективные» дома, кому-то просто не дали этого сделать (особенности отечественной конкуренции). Поэтому выбирать придется из тех провайдеров, которые имеют возможность подключить вас хоть завтра.
  2. Удобство заключения и расторжения договоров. Казалось бы, пустячок, но здесь тоже масса подвохов. Некоторые провайдеры требуют личного присутствия для оформления договора, некоторые публикуют договоры оферты на сайте: подразумевается, что если вы сделали заявку на подключение, вы согласились со всеми пунктами договора. В любом случае, не жалейте времени на изучение этого документа. В нем должны быть указаны и способы расторжения контракта. В жизни всякое бывает: вы переезжаете или просто решили сменить провайдера. До тех пор, пока договор не расторгнут официально, с вас будут списывать деньги. Уточните – не придется ли для этого ехать в другой город, где прием ведется только по первым четвергам месяца, или можно оформить «развод» с бывшим провайдером заочно, отправив по почте заказное письмо.
  3. Техническая поддержка. «Ни единого разрыва» – это для интернет-анекдотов, в реальности сеть любого оператора время от времени сбоит. Выясните, круглосуточно ли работает техподдержка провайдера; реально ли туда дозвониться; можно ли заказать обратный звонок, чтобы они перезвонили сами; есть ли иные способы связи. Поинтересуйтесь регламентами устранения аварий на сети: сколько часов отведено на восстановление линии, будет ли компенсирована оплата дней без интернета. Если у провайдера есть свои сообщества в соцсетях для решения технических вопросов, – почитайте, насколько быстро и компетентно там отвечают.
  4. Способы оплаты. Чем их больше, тем лучше. В идеале – без комиссии, круглосуточно и даже не выходя из дома. Хорошая опция – бесплатное смс-информирование, когда о задолженности вы узнаете не по факту отключения от услуги за неуплату, а заранее.
  5. Управление дополнительными услугами. Желательно, чтобы максимальное количество сервисов было доступно удаленно – например, через личный кабинет абонента. Тогда не придется ездить в офис для смены тарифа или подключения какой-то опции.
  6. Дополнительные сервисы. Какие еще сервисы предоставляет провайдер? Сколько это стоит? «Родительский контроль», статический IP-адрес, смс-информирование – комфорт складывается из деталей.
  7. Отзывы клиентов компании. Этот пункт может помочь в выборе, а может и спутать все карты. Психологи знают, что один недовольный клиент не пожалеет времени, чтобы написать несколько разгромных отзывов, а десяток довольных клиентов промолчит. Кроме того, нередко под видом реальных абонентов отзывы оставляют специально нанятые люди: они пишут негатив в адрес конкурентов, а компанию-нанимателя всячески прославляют. Однако общую тенденцию по отзывам отследить все же можно: если все клиенты пишут о сходных проблемах, значит они все-таки есть. Не забудьте опросить реальных знакомых – все плюсы и минусы своего провайдера вам разложат по полочкам.

МЕЖДУ СТРОК

Если перечисленные пункты учтены, наступает время сравнить скорости доступа и цены.
Чересчур привлекательные предложения могут иметь ряд оговорок: например, вы обязуетесь не менять тариф в течение двух лет, а при досрочном расторжении вас обяжут выплатить неустойку. Если тариф акционный, уточните срок его действия и дальнейшую судьбу.
Изучите возможность перехода на другой тариф. Сегодня вам нужны одни показатели скорости, а завтра может понадобиться нечто совершенно иное. Обеспечит ли провайдер изменение ваших потребностей? Или у него представлена лишь парочка дежурных тарифов?
Обратите внимание на пакетные предложения. Скажем, помимо доступа в интернет вам предоставляют просмотр IP-телевидения. Этот бонус может предлагаться как за дополнительную плату, так и бесплатно. Другие «пакеты» облегчают пользователю выбор оборудования: провайдер сам предлагает конкретные модели ТВ-приставок для просмотра IP TV на телевизоре или Wi-Fi-роутеры; клиенту не нужно ничего отдельно покупать, все привезут и поставят сами. Тут же выясните: вам называется итоговая цена или придется оплатить доставку и настройку этого оборудования, а потом еще и выкупать его?

Кто лучше?

В Тольятти широко представлены предложения от участников рынка с многолетним стажем и от новичков, от локальных и от федеральных операторов.

Самую высокую скорость подключения заявляет новый участник рынка – «Другой Телеком». Он вывел в Тольятти технологию доступа GPON со скоростью доступа, которую потянет не каждый компьютер, – более 100 мегабит в секунду. Однако минусы GPON пока заставляют потребителей осторожничать. Среди главных недостатков технологии эксперты отмечают небезопасность передачи информации (проблемы шифрования данных) и сложность поиска поврежденного участка при аварии, что может привести к долгому восстановлению работоспособности всей сети. Есть проблемы с передачей широкополосного IP TV высокой четкости.

Большинство провайдеров использует более знакомый и привычный FastEthernet. На рынке есть предложения со скоростью от 3 до 100 Мбит/с.

Среди крупных федеральных провайдеров отметим «Ростелеком». Агрессивная реклама и демпинговые предложения привлекают абонентов, но много жалоб на качество услуг и «советский» уровень сервиса. Самые привлекательные тарифы имеют «привязку» абонента на 2-3 года. При этом расторжение возможно только лично в основном офисе, зачастую в долгих очередях.

Другой федерал – «Билайн» сосредоточил усилия на пакетных предложениях с ТВ или Wi-Fi и «привязкой» на 1-2 года.

Из «старожилов» заметна компания «АИСТ». Провайдер первым выстроил на территории Автограда полноценную оптоволоконную сеть. У провайдеров много самых разных тарифов, но нарекание абонентов вызывают не самые низкие цены. Однако в компании считают, что они оправданы высоким качеством услуг и сервиса. Судя по рыночной доле оператора (более 40%), многие потребители разделяют это убеждение.

Другие локальные участники рынка имеют меньший территориальный и рыночный охват. Среди них компании «ИнфоЛада», «Айдо-Телеком», «ТоТел», «Лада-Медиа». Как правило, они не изощряются в количестве тарифов, и предлагают несколько универсальных вариантов с разной скоростью доступа.

Итак, кто же лучший?.. Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, позвольте ответить словами невесты из гоголевской «Женитьбы»: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась».

Скептики уверяют, что подавляющее большинство услуг описывается формулой: «Дешево, качественно, быстро – любые два параметра на выбор». Как видим, эта формула работает и при сравнении провайдеров. Выбрав два любых критерия, неизбежно придется мириться с отсутствием третьего.

Деловая газета «Понедельник», 18 (613) от 25.05.2015 г.