Пресса о нас

июл 11

АЛЕКСАНДР СЕРГИЕНКО: Информационное общество будет жить по другим законам

В июле компании АИСТ исполняется 15 лет. Накануне юбилея «Понедельник» пообщался с генеральным директором компании Александром Сергиенко.

В интервью «ПН» собеседник затронул острые темы современного телеком-рынка, объяснил, почему АИСТ остается лидером в области широкополосного доступа, рассказал о «технологиях-убийцах» и спрогнозировал, какие управленческие изменения ожидают крупные компании и страну в целом.

– Александр Витальевич, за 15 лет, которые компания присутствует на рынке, в стране произошли значительные изменения. Какие главные изменения произошли в компании АИСТ?

– Наиболее важное – то, что АИСТ непрерывно рос и изменялся. Возможно, не всегда все проходило оптимально, но на месте мы никогда не стояли. АИСТ начинал работать в 1997 году на рынке телефонных услуг, а сегодня компания работает на рынке широкополосного доступа в интернет. Телефон теперь можно поставить в любой точке нашего города, что 15 лет назад казалось фантастикой. То же самое сейчас происходит в области интернета.

Мы стали более опытными и системными: АИСТ с 2003 года сертифицирован как бизнес по международному стандарту менеджмента качества ISO 9001-2008. Мы активно применяем процессный подход, и это не просто красивые слова – это наша повседневная жизнь.

– АИСТ всегда отличался оперативностью внедрения новейших технологий. Как вам удается из многообразия направлений выбирать те, которые будут работать в Тольятти?

– Радует, что наши усилия замечают клиенты, а вот с выбором направлений не всегда все гладко. Пример: АИСТ запустил «голосовой почтовый ящик», который позволял оставить голосовое сообщение на городской телефонный номер. Но пришла массовая сотовая связь, и услуга осталась невостребованной. Данный случай можно классифицировать как мгновенное старение продукта. Этот феномен связан с возрастающей скоростью обновления технологий: появляется «технология-убийца», которая поглощает какую-то ранее существовавшую до нее.

Всегда есть риски не успеть за стремительно развивающимся рынком технологий. Важно, чтобы компания, которая занимается разработкой и продвижением продукта до конечного потребителя, была способна найти его уникальные качества и предложить именно ту услугу, которая будет востребована на местном рынке.

– Расскажите о новых продуктах, которые АИСТ внедряет сегодня.

– Мы продолжаем тестирование IP-TV вместе с жителями Самары и Тольятти. Несмотря на популярность услуги, она с момента своего появления рискует стать не единственной цифровой формой трансляции контента в высоком качестве. Параллельно развивается WEB-TV, оно активно продвигается компаниями Аpple и Google. Не исключено, что IP-TV (являясь дорогой технологией, которая плюс ко всему, не решает вопрос гибкости контент-провайдеров) может быть поглощена более «демократичной» технологией WEB-TV.

Сегодня на первое место выходят не только технологии – они и так должны быть передовыми, а гибкость услуги, клиентоориентированность. Какой-то уровень гибкости зависит от способности оператора творить. Думаю, за 15 лет АИСТ выработал в себе подобные навыки.

Мы довольно часто находим новый формат применения технологий. Один из примеров – Wi-Fi: АИСТ впервые в России применил эту технологию для предоставления массового доступа в Сеть в жилых микрорайонах. Тогда еще не было масштабных оптических сетей, а самой популярной услугой доступа был dial-up. Когда к нам приехали специалисты Intel, они отметили, что нигде не видели такого формата применения этого стандарта. В то время хот-споты строили в кафе, отелях, но не в жилом секторе. Почему АИСТ сделал так? Надо было переориентировать клиентов с dial-up на новые в то время технологии ADSL и Wi-Fi, что и было успешно выполнено. Такой вариант применения Wi-Fi не противоречил требованиям компании Intel, и сеть АИСТ была успешно верифицирована.

– Почему за эти годы в городе у АИСТа не появилось достойных конкурентов в области ШПД?

– Для любого нового проекта, а особенно для проекта с высокой степенью риска, когда внедряются новые технологии, необходимо доказать инвестору выгодность новых инвестиций и свою дееспособность. Не все компании обладают такими навыками. АИСТ на протяжении всего своего развития сотрудничал с международным бизнесом. Первым нашим партнером был Ericsson, в 1999 году акционером компании стал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), и мы до сих пор находимся в тесном сотрудничестве с группой известных международных инвесторов.

Проект ШПД начинался непросто. Представьте: нам было 8 лет, мы только что построили современные по тем временам телефонные сети, установили суперсовременное оборудование. Но мы уже тогда разглядели новое направление – широкополосный интернет, и понимали: будущее за ним. Компания обратилась к своим акционерам: «Необходимы новые инвестиции в крупном размере – не меньшем, чем уже случившийся телефонный проект. АИСТу нужны новые, широкополосные сети доступа. Телефонная сеть для этих задач не может быть использована».

Представьте себе реакцию инвестора! Телефонный проект вовсю идет, а тут поступает запрос на новый «старт-ап»… АИСТу удалось убедить ЕБРР, что сеть должна строиться с нуля и сразу во всем городе. В 2003-м начали разговор, в 2005 пошло масштабное строительство. Такой путь сложно повторить.

– Насколько мне известно, в последнее время при подключении домов возникают проблемы с представителями ЖКХ.

– На самом деле это «злоба дня» вообще в России. До реформы отрасли ЖКХ мы работали с администрацией города и имели 2-3 контактных лица для решения всех вопросов. Сегодня количество контактов увеличилось в тысячи раз. Есть партнеры разумные, которые понимают, что компания АИСТ на рынке надолго, а есть такие, которые необоснованно отказывают в развитии сетей, либо требуют неадекватного уровня оплаты. При этом нарушаются права граждан: их лишают возможности получать услуги, которые гарантированы федеральным законом «О связи».

– Государство не интересуется этой проблемой?

– Сложно сказать. Мы обращались в СГД, в Министерство связи, подавали предложения – но эффективности от этого в целом нет, регулирование крайне запутано. При том, что в части реформ в России, есть хорошие примеры – например, в отрасли связи. Она ведь в свое время была не менее монополизирована, чем сфера ЖКХ: один государственный оператор и никакой альтернативы… Посмотрите, как красиво государство в свое время все сделало, как грамотно были прописаны законы. Да, у нас были стычки и непонимания, скажем так, внутрицеховые – между монополистом и новыми операторами. Но всегда был арбитр в лице государства. Сейчас услуги связи, которые получают наши клиенты, не уступают тем, которые получают средние европейцы и американцы, а в некоторых случаях они даже выше качеством! И посмотрите, что происходит в сфере ЖКХ. Ни о каком сравнении услуг ЖКХ в Европе и России не может быть и речи...

– Последние тенденции, которые мы наблюдаем в телекоме, – укрупнение компаний. Не напоминает ли реформа «Ростелеком» постепенный возврат к госмонополии?

– Рынок по мере развития проходит различные стадии, в т.ч. укрупнение, консолидацию. Но если ничего не противопоставлять этой тенденции, то рынок может прийти к состоянию монополии. А это не всегда хорошо для клиентов: падает качество, растут цены. Естественные процессы поглощения можно остановить только усилием государственной воли. Я не знаю, насколько эффективно это будет делаться в отрасли связи. Если судить по тому, как это происходит в иных отраслях, можно сказать, что этому не уделяется должного внимания. Фактически сегодня в лице «Ростелеком» мы получили нового мегаоператора, который обладает всеми мыслимыми и немыслимыми лицензиями, присутствует практически на всех рынках услуг электросвязи. Мировой опыт говорит о том, что такие компании менее эффективны, нежели конкурирующие между собой. А значит будет проигрывать потребитель.

– Как вы видите ближайшее будущее нашего общества?

– На смену материальному производству приходит информационное. Возникает новая общественно-экономическая формация – информационное общество, которое будет жить по другим законам. Мы видим, как стремительно изменяется наша жизнь с появлением, например социальных сетей. Все тайное становится явным. Эти процессы все больше будут довлеть как над управленцами в бизнесе, так над простыми людьми, принимающими житейские решения.

Необходимы изменения в формах управления, в том числе, и страной в целом. Думаю, мы обречены стать более открытым обществом. Открытость будет влиять на эффективность, поскольку информация об успешности того или иного бизнеса, государственных органов, будет доступна все большему кругу граждан, которые будут делать свои выводы. Формирование личного мнения и последующий обмен мнениями через Сеть будет формировать имидж обсуждаемого объекта. Поэтому время двойных стандартов стремительно уходит в прошлое.

Деловая газета «Понедельник», 25(444) от 11.07.2011 г.